Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Каждый конгресс МАПРЯЛ памятен его участникам и встречами с коллегами и друзьями, и новыми знакомствами. Ширятся ряды русистов, их форумы от конгресса к конгрессу становятся все более представительными. В VI конгрессе МАПРЯЛ впервые примут участие русисты из Корейской Народно-Демократической Республики, Китайской Народной Республики, Лаоса, Колумбии, Коста-Рики. В августе 1985 г. русисты этих стран вступили в МАПРЯЛ. География изучения русского языка довольно обширна, но масштабы его изучения различны в разных регионах. Участвуя в работе МАПРЯЛ, русисты стран Азии, Африки и Латинской Америки изучают опыт других стран, готовятся к обучению русскому языку своей молодежи в более широких масштабах.