Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Проблема места и роли ТСО в конкретных условиях обучения по-прежнему актуальна. Подобно тому, как в лингвистике и методике ставятся и рассматриваются для целей обучения проблемы описания русского языка как иностранного, применительно к ТСО должны быть выявлены и описаны конкретные модели обучения для разных форм и уровней, где были бы представлены новейшие и традиционные технические средства, обязательные и достаточные. В основу такой модели, как представляется автору, может быть положена классификация ТСО: 1) учебные ТСО, специально созданные для обучения; 2) естественные ТСО каналов массовой коммуникации, адаптированные к условиям обучения; 3) естественные ТСО каналов массовой коммуникации, включённые в обучение в неадаптированном виде.