Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В процессе обучения языку в условиях двуязычия у учащихся вырабатываются механизмы переключения, помогающие идентифицировать соответствующие сходные элементы в лексике. Сходство материальной оболочки слов общего корня в разных языках позволяет студентам соотносить их значения и понимать при аудировании и неподготовленном чтении. Осознанное использование данной лексики и преподавателем, и студентами дает возможность, начиная процесс обучения русскому языку, опираться на слова общего корня, о существовании которых студент сначала не догадывается. Эти слова способствуют, с одной стороны, минимизации лексического материала, так как составляют базис общепонятных элементов, ядро словаря-минимума, а с другой стороны, расширению словаря за счет периферии (роста словообразовательного гнезда и семантического поля ассоциаций).