Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Юдит Маршек С 1973 года в Венгерской Народной Республике, в городе Айка, преподаватели русского языка д-р Бауер Нандорнэ, Яньи Саболчнэ, Пете Балажнэ, Пор Золтан, Пор Жужанна и Маршек Юдит начали обучать детей дошкольного возраста русскому языку. Главная цель преподавателей — научить детей дошкольного возраста понимать простую, обиходную речь, правильно произносить звуки, слова, предложения разной интонационной структуры и привить детям некоторые умения и навыки разговора. Опыт показывает, что начинать обучение иностранному языку следует примерно с четырёхлетнего возраста (возраст детей средней группы детского сада), когда речь детей на родном языке (в данном случае на венгерском) уже более или менее оформлена, и они выражают свои мысли хотя и короткими, но правильными предложениями.