Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Как показывают наблюдения, реализация задач методической подготовки студентов в ходе работы с учебником русского языка значительно повышает мотивацию обучения и является одним из резервов интенсификации учебного процесса в целом. В одних случаях учебники уже предлагают задания, направленные на формирование методических умений, в других — сам материал позволяет давать такие задания. Во всех случаях важно научить студентов приемам работы, помогающим раскрыть дидактические возможности учебника, сформировать профессиональное отношение к учебнику, т. е. такое отношение, при котором книга для студента является не только источником информации и сборником упражнений, но и основным руководством, определяющим общий замысел организации урока и пути его реализации в предстоящей педагогической практике и последующей самостоятельной работе в качестве преподавателя русского языка. Автор предлагает рассмотреть опыт работы в этом плане кафедры русского языка для иностранных учащихся Ивановского государственного университета.