Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Авторы полагают, что пока еще нельзя считать, что существуют достаточно точные характеристики профессиональной подготовки преподавателя русского языка как иностранного. Однако нет сомнения в том, что она должна включать методику внеаудиторного обучения. Высказывалось даже мнение, что в план подготовки филологов-русистов следует ввести новую специальность — «специалист внеклассного и внеаудиторного обучения». В настоящее время в области классного и аудиторного обучения существует относительное равновесие между теорией и практикой, в отношении же внеурочных и внеаудиторных занятий практика намного опережает теорию. Чрезвычайно важным и актуальным является исследование как общих, так и частных лингвометодических вопросов внеаудиторного обучения; учитывающих аспекты интеграции и дифференциации. Безусловно, главная роль в языковом обучении принадлежит аудиторному процессу. Однако нельзя недооценивать и значения внеаудиторной работы.