Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Разговорники рассматриваются в методической литературе как один из видов учебных пособий. Их содержание ориентировано на непосредственное общение с носителями языка, что и соответствует стержневой мотивации аутодидактов. Большинство разговорников построено на основе культурно-бытовой тематики, представляющей универсальный интерес для людей, стремящихся к широким, профессионально не ограниченным контактам. Стремление увеличить обучающую ценность разговорника привело к разработке нового типа этих пособий — так называемых учебных разговорников. Их основная идея — сообщить дополнительную информацию, которая могла бы служить основой для понимания языковых закономерностей построения любого количества фраз, необходимых для выражения определенных смыслов и решения типовых задач общения. В настоящей статье дается краткое описание учебного разговорника русского языка, в котором эта идея получила свою реализацию.