Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Предлагаем вниманию читателей комплекс лингвострановедческих материалов, объединённых темой «Хлеб». Публикация имеет следующую структуру. 1. Очерк азербайджанского писателя А. Касымова «Дорога на мельницу», предназначенный для домашнего чтения с последующим обсуждением в аудитории. Очерк может быть использован при работе с учащимися продвинутого этапа, как филологами, так и нефилологами. Очерк сопровождается страноведческими комментариями, а также заданиями, направленными на адекватное понимание текста на уровне содержания и смысла. 2. Статья Л. А. Введенской «Слово «хлеб»» предназначена для преподавателей русского языка и студентов-филологов старших курсов. Она посвящена лексикографическому анализу слова «хлеб». В статье прослеживаются изменения значений, сочетаемости, функционирования этого слова в языке, отмечаемые в различных словарях русского языка. Статья сопровождается заданиями лингвострановедческого характера, а также заданиями, направленными на выработку навыка работы с различными словарями русского языка.