Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В соответствии с планом деятельности Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы на 1982—1986 гг., принятым на Генеральной ассамблее МАПРЯЛ в г. Праге, в Москве с 21 по 30 июня 1984 г проходила V Международная олимпиада школьников по русскому языку. В олимпиаде приняли участие 343 зарубежных участника: 293 школьника и 50 сопровождающих их преподавателей из 44 стран. С каждым годом ширится признание, растёт популярность национальных конкурсов и олимпиад. Они — яркое свидетельство популярности русского языка в школах зарубежных стран. Сегодня за пределами СССР его изучает около 19 миллионов школьников из 54 стран мира. На открытии Олимпиады с приветствиями выступили В. П. Елютин, министр высшего и среднего специального образования СССР, М. И. Журавлёва, заместитель министра просвещения СССР, Л. И. Шевцова, секретарь ЦК ВЛКСМ, Ю. В. Бернов, заместитель председателя Президиума ССОД, и М. Н. Вятютнев, председатель международного жюри