Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Гришунин В. П. Процесс реферирования представляет собой систему действий и операций, производимых над информацией, т. е. над объектами, имеющими интеллектуальный характер. Из психологии обучения и дидактики известно, что содержание обучения (предмет усвоения в процессе учения) необходимо включает в себя два компонента — знания и действия. В нашем случае — это знание об объектах информации и действия с ними. Естественно, прежде чем давать знания об объектах информации учащимся, необходимо выделить сами эти объекты. Так как предметная сторона информации не может выступать в качестве предмета усвоения на занятиях по русскому языку, то таковым должна быть организационная сторона информации, то есть способы ее организации и построения в тексте. Выделению этой стороны информации и служит изучение и описание структуры текста преподавателем при подготовке определенной системы обучения.