Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Крампитц Г.-А. Средством интенсификации обучения русскому языку в широком смысле является применяемый в Центре интенсивного обучения иностранным языкам при Университете им. Мартина Лютера интегративньтй метод, включающий компоненты сознательно-практического, активно-ситуативного и аудиовизуального методов, а также элементы программирования и «суггестии». Этот метод предполагает соблюдение ряда принципов. Преподавание языка и его использование имеют коммуникативную и страноведческую направленность. Реализация этого ведущего принципа, которому подчинены остальные, предполагает систему коммуникативных упражнений на всех ступенях обучения и лингвистически обоснованный минимум адекватного речевого и языкового материала, отражающего реальные сферы общения.