Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
А. Титаренко (СССР) Фам Ти Май (СРВ) Поскольку предметом обучения выступает речевая деятельность, язык в его функционировании, на ФПК Института русского языка им. Л. С. Пушкина при наличии базисного комплексного корректировочного курса введена аспектизация с учётом функционирования языка в различных сферах общения: обиходно-бытовая (социально-бытовая, социально-культурная, семейная), профессиональная (для филологов — филологическая и педагогическая) сфера общения, общественно-политическая сфера. Каждая сфера общения характеризуется типичными видами речевой деятельности, типичными наборами речевых ситуаций, социальных и речевых ролей партнёров и т. д. В данном номере вниманию читателей предлагаются фрагменты двух занятий по развитию русской речи, применительно к профессиональной сфере общения.