Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Выработка новых подходов к написанию национально ориентированных учебников происходит в русле коммуникативной направленности обучения, предполагающей наиболее полное отражение в учебнике природы общения, а также многообразия форм его проявления. В коммуникативном учебнике путем моделирования реальных ситуаций общения предлагаются не учебные «суррогаты» общения, а подлинные или максимально приближенные к подлинным речевые образцы, отражающие естественный процесс коммуникации на русском языке в условиях советской действительности. Указанные выше общие методические принципы применимы не только к учебникам общего типа, адресат которых многонационален. Они также распространяются и на учебники, которые создаются для определенного, строго обозначенного контингента учащихся. Одной из разновидностей такого адресованного учебника является национально ориентированный учебник, предназначенный для той или иной национальности. Этот учебник имеет свои специфические особенности, вытекающие из того, что в нем учитывается язык и культура учащихся.