Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Суггестопедический метод обучения иностранным языкам предполагает обращение к коллективным, театрализованным формам работы, для которых характерны ситуативность и мотивированность, игровой характер, практическая направленность этюдов, доступность материала и т. д., что обеспечивает активное творческое усвоение материала. Урок-конференция «Принципы коммуникативности в учебном процессе», организованный и проведённый кафедрой практики русского языка факультета повышения квалификации в ИРЯ им. А. С. Пушкина, был построен на тех же суггестопедических принципах с той лишь разницей, что учащиеся проявляли к теме урока-конференции ещё и профессиональный интерес. Именно профессиональный интерес позволил привлечь к участию в конференции широкий круг стажёров из разных стран. Итоги конференции показали, что принципы суггестопедии могут успешно использоваться и на продвинутом этапе обучения в профессионально подготовленной аудитории. Предлагаем вам познакомиться с тем, как был организован и проведён такой урок-конференция.