Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
По пути на Воронежский авиационный завод, остановившись у районной Доски почёта, в верхнем ряду я находится портрет слесаря-стапельщика этого завода, Героя Социалистического Труда Петра Яковлевича Худякова. Пётр Яковлевич трудится в цехе оснастки. Именно здесь начинают строить самолёты. Тут создаются специальные приспособления, стапели и как бы «отливаются» геометрические формы воздушного корабля в натуральную величину. Уже пятнадцать лет бригада Худякова не имеет замечаний отдела технического контроля, что, конечно, требует каждодневных усилий не только бригадира, но и всех без исключения членов коллектива. Они убеждены: даже эпизодические скидки, мелкие поблажки для самолётостроителей недопустимы.