Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Использование телевидения в учебном процессе как средства, повышающего эффективность обучения русскому языку как иностранному, получило заслуженное признание как в советской, так и в зарубежной методике. Внедрение в учебный процесс информационной программы советского телевидения «Время» открывает широкие возможности активного включения иностранных учащихся в одну из самых распространенных сфер массовой русскоязычной коммуникации. При этом особую роль приобретает она в качестве учебного материала в условиях отсутствия языковой среды. В данной статье подводятся итоги двухлетнего опыта включения телевизионной программы «Время» в речеобучающий процесс на подготовительном факультете Одесского политехнического института. Высказываются некоторые теоретические положения, основанные на исследовании телепрограммы в сопоставлении с газетными материалами, а также практические выводы о реальных возможностях и перспективах работы с материалами программы «Время» в иностранной аудитории.