Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В настоящее время отбор слов в учебники русского языка для иностранных учащихся производится, как правило, на интуитивной основе. В результате лексика подавляющего большинства действующих учебников существенно отличается от рекомендуемой для активного усвоения программными лексическими минимумами. Иначе говоря, формирование словников учебников и формирование лексических минимумов представляют собой два в значительной мере автономных процесса, результаты которых не совпадают. Возникает вопрос, в какой мере такое положение является нормальным, и можно ли предложить какую-либо процедуру, которая позволила бы либо устранить расхождения между словниками учебников и лексическими минимумами, либо сделала бы их методически обоснованными.