Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Лингвистика в наши дни является настолько разветвленной наукой, что студент, готовящийся к преподаванию русского языка, за 4-летний срок обучения практически не может овладеть исчерпывающими знаниями в области различных лингвистических дисциплин. Поэтому организация лингвистического обучения в Высшем педагогическом институте (ВПИ) требует решения двух основных вопросов: 1. Как связать обучение, ориентированное на преподавание русского языка в средней школе, с новейшими достижениями лингвистики? 2. Как осуществить отбор и дозировку материала? Фактически речь идет о том, какие знания находят применение в процессе преподавания русского языка в средней школе, в какой форме следует их представлять и каков объем требуемых знаний.