Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В настоящее время во всем мире известно только два датированных экземпляра учебника Ивана Федорова: львовская Азбука 1574 г., принадлежащая библиотеке Гарвардского университета, и учебник острожского издания, хранящийся в библиотеке Готы. Однако в библиотеках мира имеется еще несколько полных и фрагментарных экземпляров первопечатных Азбук без выходных данных, полностью соответствующих по содержанию второй части острожского издания учебника (готскому экземпляру) . Во всех этих книгах есть заголовок «Начало учения детям, хотящим разумети писание...», завершаются они сказанием «Како состави святый Кирилл азбуку словенску». Львовский букварь представляет собой, таким образом, сокращенный вариант учебника русской грамоты, специально составленный И. Федоровым для целей обучения детей в городских братских школах.