Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В настоящее время в преподавании различных предметов, в том числе иностранных языков, широко применяется метод проблемного обучения. Этот метод используется как в высшей, так и в средней школе, чем и объясняется особое внимание, которое уделяется проблемному обучению в педагогических институтах. Преподаватели секции славистики Дрезденского педагогического института уже несколько лет занимаются вопросами проблемного обучения студентов — будущих учителей русского языка. Различные отделения этой секции («Речевая практика», «Теория языка», «Методика преподавания русского языка в школе», «Страноведение», «Литературоведение» и т. д.) накопили богатый опыт по применению метода проблемного обучения.