Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Предлагаем вашему вниманию комплекс материалов, посвященных Международному женскому дню 8 Марта. Вы узнаете об истории возникновения этого праздника, о роли женщин в советском обществе и о том, как празднуют 8 Марта в Советском Союзе. В публикацию вошли стихотворение и песня, посвященные женщинам, а также рассказ известного советского писателя А. Алексина «Мимозы». Завершает публикацию страничка юмора. На пластинке записаны песня и стихи, а также «репортаж» из московского детского сада о подготовке к празднику 8 Марта. Тема публикации может стать предметом занятия кружков и клубов русского языка, предложенные материалы рекомендуется использовать для подготовки праздничного выпуска стенной газеты, стихотворение и песню в исполнении учащихся можно включить в программу концерта, посвященного 8 Марта. Задания помогут преподавателю организовать игровые ситуации на занятиях кружков и клубов, а также на уроках, освоить новую лексику, реализовать полученные страноведческие знания.