Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
С 18 по 21 мая 1982 года в Москве проходил очередной XIX съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи. Комсомол —самая массовая после профсоюзов общественная организация в Советском Союзе. Год от года увеличивается её участие в различных областях общественной жизни СССР — в управлении государственными делами, в промышленности, строительстве.... Знаменательно, что речь главы Советского государства Леонида Ильича Брежнева, с которой он обратился к делегатам XIX съезда ВЛКСМ, называлась «Забота об интересах народа— дело чести комсомола». Само это название уже говорит о масштабности задач, стоящих перед комсомольцами 80-х годов. О том, как выполняются эти задачи, и шёл разговор на съезде.