Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В связи с модернизацией преподавания русского языка как иностранного актуальными являются вопросы, связанные с использованием учебных пособий и технических средств в процессе обучения. Чтобы определить, какие технические средства чаще всего используются на уроках русского языка, автор провела анкетирование, в котором принял участие 121 учитель: 12,4% преподавателей к самым эффективным техническим средствам обучения относят кодоскоп и магнитофон, 9,2% — проигрыватель, 78,4% — фильм и диафильм. Технические средства обучения используются с учетом возрастных особенностей учащихся. В процессе развития устной речи, особенно в младших классах, на взгляд автора, большое значение имеют диафильмы, практическое применение которых во многом зависит от того, в какой степени данный диафильм отвечает целям и задачам урока.