Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В настоящее время мы стоим на пороге принципиально нового этапа в развитии методики и психологии обучения иностранным языкам, связанного с внедрением коллективных форм обучения и дальнейшим углублением психологической базы, на которую опирается практика преподавания. В этой связи все основные дидактические и методические принципы (принцип проблемности, принцип сознательности, принцип коммуникативности и пр. должны получить новое теоретическое осмысление. С другой стороны, пересмотр дидактико-методической концепции обучения должен быть доведен до уровня конкретно-методических приемов и конкретных материалов. И наконец, все это требует иного типа деятельности преподавателя и, следовательно, иного типа его подготовки.