Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
С 29 июня по 8 июля в Москве проходила IV Международная олимпиада школьников по русскому языку. Такие олимпиады проходят раз в три года в соответствии с планом деятельности Международной Ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), в рамках которой работает специальная предметная «Комиссия по школьному образованию и проведению олимпиад школьников по русскому языку». В IV Международной олимпиаде школьников приняли участие 350 представителей 39 стран мира. Для участия в ней были приглашены учащиеся общеобразовательных, начальных, средних и специальных школ (школ с расширенным преподаванием русского языка), успешно выступившие в национальных олимпиадах, конкурсах и чтениях по русскому языку в 1979/80 и 1980/81 учебных годах. Впервые в этом году приняли участие в олимпиаде учащиеся из Алжира, Афганистана, Вьетнама, Греции, Кипра, Мексики, Нигерии, Уганды, Японии.