Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Желание иностранных слушателей узнать о Советском Союзе побольше — неоспоримый факт. Советский преподаватель не только создает на занятиях русскую речевую среду и знакомит слушателей с культурой, но и расширяет границы речевого взаимодействия с русским лингвокультурным окружением. С этой целью на курсах проводятся вечера поэзии, русского романса и песни, совместные прогулки по городу, посещение музеев, выставок и, конечно, традиционный «Русский чай». Во время прогулок, посещения музеев, выставок преподаватель рассказывает о советских городах, музеях, о традиционных выставках, проводимых в СССР. С большим интересом проходят просмотры советских художественных фильмов, последующий разбор которых представляет широкое поле деятельности для советского преподавателя.