Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Бристольском университете автору и его коллегам удалось интенсифицировать обучение русскому языку, не нарушая традиций, освященных десятилетиями преподавания. По системе, принятой в Великобритании, учебный год состоит из 25 недель, разделенных на три семестра (10,10 и 5 недель). Автор с коллегами выбрал одну из самых обычных недель — почти в середине учебного года (шестую неделю второго семестра) — и назвал ее «неделей интенсивного обучения языку». На протяжении этой недели отменяется установленное расписание: занятия по русскому языку проходят с 9 до 13 часов, а во второй половине дня проводится разнообразная внеаудиторная работа. В нее входят русские фильмы, доклады с иллюстрациями (например, о русской музыке), лекции на узкую языковую тему, прочитанные докладчиками, приглашенными из других университетов, и т. д.