Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Краткосрочное обучение русскому языку в последние годы получило довольно широкое распространение. Оно все чаще становится необходимым звеном в обучении русскому языку нерусских. Появились кафедры, специализирующиеся на краткосрочном обучении. Межвузовская научно-методическая конференция преподавателей русского языка (как иностранного) «Проблемы краткосрочного обучения», проходившая 15—17 октября 1980 г. в Симферопольском государственном университете им. М. В. Фрунзе, явилась свидетельством того, что данные формы обучения выделились в самостоятельное направление методики, имеющее собственную проблематику. Достаточно активно ведется научно-исследовательская работа по проблемам краткосрочного обучения, успешно осуществляется разработка и внедрение в практику новых методов обучения, подготовка учебников и учебных пособий.