Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Проблемами интенсивного обучения иностранным языкам, в том числе русскому, заняты многие ученые в Венгрии, Советском Союзе и других странах. В настоящее время известны такие интенсивные методы обучения иностранным языкам, как аудиовизуальный, суггестопедия, релаксопедия, гипнопедия и др. Интенсивные курсы иностранных языков независимо от того, по какому методу ведется на них обучение, имеют следующие основные особенности: — сжатость срока обучения; — высокая концентрация учебных часов; — насыщенность учебной программы. Курсы строго ориентированы на уровень владения языком учащихся, опираются на высокую мотивацию обучения, предусматривают развитие одного или двух видов речевой деятельности, как правило, говорения и аудирования или говорения и чтения.