Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Чтобы реальное единство изучаемого предмета —в данном случае русского языка —не потерялось в многообразии изучающих его дисциплин, эти дисциплины должны представлять собой целостную систему, которая будет тем совершеннее, чем полнее и пропорциональнее будут отражены в ней все аспекты предмета изучения и чем более тесная связь всех аспектов будет достигнута. Однако, подчеркивая взаимность всех дисциплин, изучающих русский язык, мы не можем забывать и о специфике как каждой отдельной дисциплины, так и циклов дисциплин. Обычно лингвистические дисциплины разграничиваются прежде всего в двух планах: 1) по языковым ярусам — фонология, лексикология, морфология, синтаксис, словообразование и 2) по хронологической перспективе — история языка и современный язык. Но есть и третий план классификации лингвистических дисциплин. Именно этому аспекту посвящена данная статья.