Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Прямая и косвенная речь — самостоятельные, не зависимые одна от другой формы передачи «чужих» высказываний. Их соотношение поэтому можно определить как синтаксическую синонимию, но не производность: косвенная речь, например, не производна от прямой; можно говорить лишь о их равнопроизводности или зависимости от воспроизводимой ими «чужой» речи. Прямая речь точнее воспроизводит передаваемые ею высказывания, сохраняя их форму и содержание. Косвенная речь ориентируется главным образом на содержание, производя определенные изменения формы (опускаются обращения, междометия, изменяется интонация и т. п.). В результате этого возможны некоторые потери содержания, особенно в эмоциональной и экспрессивной окрашенности речи.