Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
При подготовке специалистов-нефилологов теоретические сведения, подлежащие активному усвоению, должны быть предельно минимизированы и подчинены сугубо практическим целям. В свою очередь квалифицированные фонетические знания преподавателя позволяют строить методику на научной, лингвистической основе. Актуальность этого требования особенно проявляется в тех случаях педагогической практики, когда отсутствуют лингвистические данные по описанию звуковой системы того или иного языка, по сопоставлению его с русским. Автор считает, что при обучении русскому языку нефилологов овладение произношением является жизненно необходимым, способствует включению их в сферу не только повседневного, но и профессионального общения.