Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Формирование умений и навыков чёткого логического анализа (в устной и письменной форме) научных статей, посвящённых широким социально-экономическим, философским и актуальным вопросам будущей специальности студентов, является основным содержанием работы по русскому языку на продвинутых этапах обучения. В плане развития речевой и мыслительной деятельности работу с научной статьёй следует представлять как единый, нерасчленённый процесс, интегрирующий умения собственно реферирования, аннотирования и рецензирования разных по характеру статей. Работу целесообразно начать с объяснения общепринятой классификации научных статей по их характеру и содержательной направленности. Даётся определение теоретических, информационных, проблемных, дискуссионных, полемических статей и статей смешанного типа: проблемно-теоретических, проблемно-информационных и т. д.