Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Языковому минимуму автор дает следующее определение: оптимальная для учебных целей совокупность языковых единиц, отобранных на основе определенных принципов и с учетом конкретной цели. Минимум должен содержать все нужное, и в нем не должно быть ничего лишнего. Все нужное в минимуме — это не произвольно сокращенное описание языка, а отобранное согласно точным, обоснованным принципам множество языковых единиц. Говоря, что в минимуме не должно быть ничего ненужного, автор имеет в виду его отличие от описания языка вне учебных целей. В этом кратком обзоре автор прежде всего показал, что минимизация языка должна проводиться в теснейшей связи с целью обучения. Этим обусловлена необходимость коммуникативного подхода к обучению.