Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Описание языка, предназначенное для тех, кому этот язык является неродным, должно показать, каким образом носителями данного языка осмысляются определенные отрезки действительности (ситуации) и какими средствами языка представление о той или иной ситуации может быть выражено. Одной из важнейших задач такого описания является формулировка правил построения предложений, несущих заданную информацию — отражающих определенную ситуацию. Формулировка таких правил требует вскрытия взаимодействия формальной устроенности предложения, его лексического наполнения и смысловой его устроенности. Описание системы русского предложения в виде списка комплексных образцов, иерархизированного на семантической основе, даст в руки изучающих русский язык и обучающих ему ключ к рациональной организации их работы.