Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Задачей современной методики преподавания иностранных языков является не столько изобретение новых методов, сколько выработка рационального подхода, т. е. основанная на здравом смысле модификация известных или комбинация наиболее эффективных приемов разных методов. Появление же нового метода оправдано только тогда, когда он опирается на новую концепцию обучения, новую психологическую модель, на разработку соответствующих методик и процедур обучения и лингвистической модели, обеспечивающей адекватный отбор языковых единиц обучения. Упомянутые в статье факторы (условия обучения, контингент и его потребности) отличаются большой вариативностью, и их изменения не обязательно свидетельствуют о необходимости создания нового метода обучения применительно к изменившимся условиям. Оптимизация процесса обучения может быть достигнута правильным отбором и сочетанием различных методов.