Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
И. Ф. Надёжина Основное понятие, с которым мы встречаемся в любой естественнонаучной или технической области знания — это понятие величины. Под величиной понимают всё то, что может быть измерено и выражено числом. В конкретных вопросах естественных и технических наук приходится встречаться с величинами разнообразной природы. Примерами величин служат длина, площадь, объём, вес, температура, скорость, сила. В математике же конкретные величины не участвуют. Среди совместно рассматриваемых величин обычно некоторые изменяются, другие же остаются постоянными. Изменение, движение есть первейший признак того, что мы называем явлением, процессом. Установление и описание связи между величинами, участвующими в данном процессе, есть первая и главная задача естественных и технических наук; именно законом процесса и называется функциональная зависимость, проявляющаяся в этом процессе и характеризующая его.