Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Конкуренция конкретно-фактического и общефактического значения глагольных видов. 1. Особенности построения контекста, актуализирующего наличие в прошлом факта указанного действия. 2. Контексты, актуализирующие действие, имевшее место в прошлом, как обобщённый факт. Возможность конкуренции видов в таких контекстах. 3. Контексты, в которых выражена неопределённость относительно времени и места совершения действия. Возможность конкуренции видов в таких контекстах. 4. Глаголы, допускающие представление об аннулированности результата действия, в контекстных условиях второго типа. Стирание видовых различий в условиях конкуренции общефактического и конкретно-фактического значений в конкретных условиях первого и второго типа. Материал содержит упражнения.