Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
У. Бёме Институт русского языка им. А. С. Пушкина ставит перед своими слушателями-заочниками широкие теоретические и практические задачи. При их выполнении преподаватели ГДР (прежде всего учителя средних школ, подолгу не имеющие возможности общаться на русском языке ни со своими коллегами, ни тем более с носителями языка) сталкиваются с разного рода трудностями, связанными главным образом со спецификой заочного обучения. В настоящей статье авторы хотели обратить внимание на важность и необходимость связи очной и заочной форм повышения квалификации преподавателей русского языка и рассказать, как эта связь практически осуществляется в ГДР, какие дидактические и методические проблемы возникают при подготовке и проведении консультаций для слушателей заочного факультета Института русского языка им. А. С. Пушкина.