Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Программа ныне действующего «Заочного курса повышения квалификации зарубежных преподавателей русского языка» положительно зарекомендовала себя с точки зрения отбора базового языкового материала. Опыт пятилетнего преподавания по этому курсу будет максимально использован при создании нового учебного комплекса «Русский язык заочно», в котором ввиду его установки на дифференциацию, индивидуализацию обучения, учет родного языка, наряду с обязательными темами будет обеспечена возможность выбора вариативной комбинации тем. Многоплановая вариативность материалов комплекса требует разработки строгой, продуманной организации учебного процесса, создания специального методического руководства самостоятельной деятельностью учащихся.