Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Объективные особенности научной речи нашли освещение в большом количестве исследований как лингвистического, так и лингвометодического характера. Основным достижением этих работ явилось описание организующих признаков научной речи таких, как точность передаваемой информации, обобщенно-отвлеченный характер высказываний, логическая последовательность, лаконичность изложения и т. д. На основании выделения этих отличительных черт научного стиля рассматривается совокупность языковых выразительных средств, использование которых определяет специфику стиля. Это направление исследований, безусловно, важно, но, на взгляд автора, не является единственным и исчерпывающим для полного описания стилевой специфики. Не менее существенной предстает проблема функционирования языковых средств в научной речи.