Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Сформулированные Л. В. Щербой принципы постановки звуков, исследования ритмики слова и интонации, принцип семантической основы работы над фонетикой находят актуальное применение в современной методике; они четко прослеживаются в теоретических исследованиях и практических пособиях по обучению иностранцев русскому произношению. Принципы определения целевых установок, предложенные Л. В. Щербой, используются в современных программах по русскому языку как иностранному, которые включают раздел, характеризующий уровень речевых навыков и умений в различных видах речевой деятельности. Принципы Л. В. Щербы нашли практическое применение при составлении программ по русскому языку как иностранному для различных этапов обучения и контингентов учащихся.