Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Г. С. Мисири «Говорим по-русски». Аудиолингвальный курс для лиц, говорящих на английском языке. М., 1977. Пособие Г. С. Мисири представляет собой аудиолингвальный курс, записанный на магнитные ленты. К книге прилагается четыре компакт-кассеты, звучащие четыре часа. Курс состоит из двух частей. Ценность пособия в том, что обучение произношению основывается на специально отобранной лексике и разговорных конструкциях, которые даются в наиболее типичных для коммуникации ситуациях. В пособие включен иллюстративный материал — артикуляционные и интонационные схемы, картинки к текстам упражнений. В конце пособия помещен русско-английский словарь с транскрипцией, основными грамматическими формами и окончаниями. Пособие Г. С. Мисири это аудиолингвальный курс нового типа, построенный с учетом современных методических требований.