Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Вопрос об изучении грамматики на краткосрочных курсах решается с учетом цели курсов, их продолжительности и уровня языковой подготовки учащихся. Подобно тому, как весь учебный процесс организуется в зависимости от этих объективных условий, так и на вопрос о месте и роли грамматики можно ответить только применительно к какому-либо конкретному типу курсов. Цели курсов (они могут быть различными: сравните, например, такие полярные цели, как обучение чтению русской технической литературы и формирование навыков общения в русской языковой среде) определяют тот вид речевой деятельности, которому отдается предпочтение. Этот вид речевой деятельности и задает основные параметры грамматической работы — ее объем и формы.