Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Понятие функции — одно из фундаментальных в языкознании — принципиально важно для определения лингвистической сущности единиц речевого этикета (ЕРЭ) и их совокупности, объединяемой как речевой этикет (РЭ). Под РЭ понимаем национально специфичные правила речевого поведения, принятые в обществе для установления контакта с собеседником, поддержания общения в желательной тональности. Можно высказать предположение, что РЭ как лингвистическое явление детерминирован именно с функциональной стороны, что в основе его выделения (объединения) лежат специализированные функции. Именно определение функций дает перспективу изучения РЭ как социально обусловленной области применения единиц, социолингвистически и стилистически дифференцированных.