Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
X. Глекнер IV Конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, который состоится в столице ГДР Берлине в августе с. г., посвящен теме «Теория и практика преподавания русского языка и литературы. Роль преподавателя в процессе обучения». Такая формулировка темы подчеркивает первостепенное значение деятельности преподавателя в процессе обучения иностранному языку. В связи с ее обсуждением, по мнению автора, будут затронуты следующие проблемы: подготовка будущих преподавателей; совершенствование их методического мастерства в ежедневной работе; планомерное повышение квалификации преподавателей. На взгляд автора, эти вопросы охватывают все существенные сферы и этапы профессиональной деятельности преподавателя. В данной статье автор ограничился только одной из перечисленных основных проблем — повышением квалификации преподавателей русского языка.