Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Преподавание русского языка в ГДР имеет уже более чем 30-летнюю традицию. За это время преподавание его было введено во всех школах с 5-го класса, а в некоторых школах с 3-го; в университетах, педагогических вузах и на краткосрочных курсах организована подготовка учителей русского языка; во всех университетах, вузах, институтах и техникумах ГДР введено обучение русскому языку специалистов-нефилологов. Одновременно развивались научные исследования в области теории русского языка, литературоведения, страноведения и методики преподавания русского языка. Преподаватели русского языка и методисты ГДР стремятся всеми возможными средствами повышать эффективность преподавания русского языка с тем, чтобы еще лучше подготовить учащихся к выполнению задач, поставленных перед ними обществом.