Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Наиболее употребительными грамматическими средствами, выражающими в современном русском языке пространственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами имён существительных или местоимений: в моей комнате, за рекой, через этот лес и другие. Употребление предлогов с пространственным значением представляет значительные трудности для иностранцев, изучающих русский язык. В статье рассматривается употребление конструкций с предлогами по и дательным падежом (по + д. п.), через и винительным падежом (через + в. п.) сквозь и винительным падежом существительных (сквозь + в. п.) при обозначении ими пути движения во внутреннем пространстве или по поверхности предметов, имеющих объём, или в пределах плоскостных пространств.