Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Составитель Богуш Е. Г. Сегодня в СССР насчитывается 20 тысяч совхозов. «Гигант» — один из них. Он прошёл славный полувековой путь. Вместе с хозяйством росли и мужали его люди, до неузнаваемости преобразившие своим трудом некогда безлюдные и малопривлекательные места. Совхоз является крупным производителем различной сельскохозяйственной продукции. На его полях ежегодно собирают до 70—80 тысяч тонн зерна, главным образом ценнейшей продовольственной культуры — озимой пшеницы высших стандартов, из которой получается особенно пышный, румяный и вкусный хлеб. Годового урожая «Гиганта» достаточно, чтобы прокормить 350 тысяч человек — современный крупный город. Кроме хлеба совхоз даёт ежегодно около 7,5 тысяч тонн молока, более 2 тысяч тонн мяса, 4 тысячи тонн маслосемян подсолнечника, много овощей, фруктов — всего продукции на 13—14 миллионов рублей. Материал сопровождается комментариями.