Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Вопрос о том, каким должен быть учебник русского языка для иностранцев, является одним из фундаментальных в методике преподавания русского языка как иностранного. Этот вопрос широко обсуждался на многочисленных конференциях русистов, на конгрессах МАПРЯЛ, в методической литературе. Учебник лежит в основе учебного процесса, поэтому его качество чрезвычайно важно для успешного овладения языком. При создании учебников важно учитывать также, где преподается русский язык: в учебном заведении СССР или на родине учащихся, т. е. влияние языковой среды. Автор остановился на некоторых особенностях подхода к составлению учебника русского языка (как, впрочем, и к построению всего учебного курса) для студентов-африканцев, в частности нигерийцев, изучающих русский язык у себя на родине.